Как подключить электродвигатель

$item.title

Самая распространенная бытовая сеть – на 220 В, однофазная, поэтому сосредоточимся на вопросе, как подключить к сети именно однофазный электродвигатель.

Зачем это нужно? По любым причинам: вы купили новый мотор в магазине, у вас сломалась стиральная машинка, но мотор уцелел и еще может сослужить службу. В конце концов, это информация из категории «базовые знания», которая пригодится абсолютно любому. Подключить электродвигатель несложно, главное соблюдать последовательность и быть осторожным.

Начнем!

Как понять, какой у меня двигатель

Об этом мы писали в другой статье, но напомним: по шильдику. Шильдик – металлическая пластинка на корпусе, где представлены абсолютно все важные характеристики мотора, от его мощности до серии.

Если шильдика нет, или двигатель ремонтировался, поэтому вы не уверены в его «содержании», придется разбираться самостоятельно. Но это несложно.

Коллекторный двигатель (двигатель постоянного тока) имеет щетки и очень характерный медный барабан. Вот такой:


Такой мотор неприхотлив, быстро разгоняется до большого числа оборотов, позволяет менять направление вращения и изменять его скорость. Очень часто коллекторные электродвигатели устанавливаются в бытовую и домашнюю технику. Если вы вынули из машинки мотор, а у него есть щетки и барабан, знайте: это двигатель постоянного тока. Они чаще всего однофазные.

Коллекторные «движки» громкие, если работают на больших оборотах: это болгарки, пылесосы, дрели. На малых оборотах они тише: это, например, стиральные машины.

Асинхронный электродвигатель устроен иначе: он состоит из статора и ротора. Выглядит он так:

Асинхронные двигатели практически бесшумны, поэтому их используют в той технике, которая должна работать тихо: сплит-системах и холодильниках.

Дополнительно асинхронные «движки» делятся на бифилярные и конденсаторные. Чтобы понять, какой именно перед вами, просто измерьте обмотку. У бифилярной модели сопротивление вспомогательной обмотки будет меньше, потому что она играет «пусковую» роль. У двигателя при этом будет пусковое реле или включатель.

Включить конденсаторный двигатель можно через обычную кнопку, потому что обе обмотки в нем работают постоянно.

Теперь поговорим о том, как подключить электродвигатель.

1. Если у вас двигатель с пусковой обмоткой

Первое, что вам нужно сделать: пойти в магазин и купить пускатель нажимной ПНВС, специальный пульт, в котором после включения разжимается один из контактов. Выглядит кнопка как-то так:

Потом измерьте обмотку и выясните, какая из них пусковая.

Обычно из мотора выводятся три или четыре провода, возьмем вариант с тремя. Одним из этих проводов объединяются обмотки. С помощью тестера замеряем все: меньшее сопротивление – у рабочей обмотки, потом идет пусковая, потом общая. Если проводков четыре, то они образуют пары. Пара с меньшим сопротивлением рабочая, а с большим – пусковая.

Провода нужно подключить к пульту ПНВС. Важно! Пусковой провод нужно «посадить» на средний контакт, оставшиеся два – на крайние как хотите, это не принципиально. Потом выходные контакты пульта подключите к сети. Средний контакт соедините с рабочим. Вот и все.

2. Если у вас конденсаторный двигатель

Как понятно из названия, конденсаторный двигатель работает только с конденсатором: если попробовать подключить его по первой схеме, он будет только тарахтеть, но не запускаться.

Вот три схемы подключения:


Если поставить конденсатор в пусковую обмотку, электродвигатель запустится хорошо, но мощность выдаст весьма посредственную. Если встроить конденсатор в рабочую обмотку, ситуация будет обратной: плохие пусковые характеристики, хорошие рабочие. И наконец, схема с двумя конденсаторами – самая распространенная, ее чаще всего и используют. Подключаются конденсаторы так:

А если конденсатор вы используете только один, то понадобится самый простой тамблер-переключатель.